19.05.2020    7-А, 7-В классы   Русский язык
 Тема урока: Повторение изученного материала. Глагол


Цель: повторить основные признаки  глагола, его морфологическую и синтаксическую роль.
Задания:
1.        Просмотрите видеоматериал по теме «Глагол как часть речи» https://www.youtube.com/watch?v=JFz2rrpae2o
2.        Прочитайте теоретический материал, представленный в материале урока
3.         Выполните письменно задания в тетради (п.5, задания А, Б, В).
4.       Пройдите тест на повторенный материал https://naurok.com.ua/test/glagol-ii-chast-17921.html
5.        Фото или скриншот результата прикрепить в Classroom или прислать на Viber до 22.05.2020 (по желанию).
6.        Домашнее задание. Вспомните, какие особые формы глагола вы знаете? Как они называются?     Признаки каких частей речи совмещают в себе? (занятия 23-30, стр. 161-221 учебника)
Ход урока:
1. Организационный момент. Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
1. Глагол как самостоятельная часть речи.
2. Грамматические признаки и морфологический анализ глагола.
2. Основные понятия темы «Глагол»
Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?».
Спряжение глагола – это изменение глаголов по лицам и числам.
Неопределённая форма глагола – это начальная форма глагола, которая отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?».
Наклонение глагола – это категория глагола, которая характеризует каждое конкретное действие, процесс относительно реальности.
Разноспрягаемые глаголы в русском языке – это особый вид глаголов, которые при спряжении по лицам и числам имеют окончания I и II спряжений.
3. Просмотрите видео, вспомните основные признаки глагола. https://www.youtube.com/watch?v=JFz2rrpae2o
4. Прочитайте теоретический материал для повторения (весь материал рассмотрен в видео):
Глагол – это самостоятельная часть речи, обозначающая действие или состояние предмета (отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?»), например, говорить, читать, привезти, расти, сберечь, задуматься.
Каждый глагол имеет начальную форму, которая называется неопределённой (или инфинитивом). Она оканчивается на -ть, -ти‚ -чь. Неопределённая форма только называет действие или состояние, не указывая ни времени, ни числа, ни лица.
Глаголы бывают переходные и непереходные. Переходными являются те глаголы, которые управляют или способны управлять прямым дополнением, выраженным чаще всего формой винительного падежа без предлога существительного или местоимения, например, читать журнал, любить оперу, отправить телеграмму, привезти газеты. Все остальные глаголы – непереходные, например, расти в лесу, улететь на юг, грозить неприятелю.
Глаголы, имеющие особый суффикс –ся(сь), называются возвратными, например, дымиться (дымить), купаться (купать), строиться (строить). Суффикс -ся(сь) всегда стоит на конце глагола после других суффиксов или окончаний, например, купается, купаются, купался, купаются. Все возвратные глаголы – непереходные.
Глаголы имеют два вида – совершенный и несовершенный.
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?». Например: бросить, отцвести, спеть, запеть. Они имеют две формы времени: прошедшее («что сделали?» – бросили, отцвели, спели, запели) и будущее простое, состоящее из одного слова («что сделают?» – нарисуют, бросят, отцветут, споют, запоют). Форм настоящего времени глаголы совершенного вида не имеют.
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?». Например, бросать, цвести, петь. Они имеют три формы времени: прошедшее («что делали?» – бросали, цвели, пели), настоящее (что делают? – бросают, цветут, поют) и будущее сложное, состоящее из двух слов – слова будубудешь и неопределённой формы глагола («что будут делать?» – будут бросать, будут цвести, будут петь).
Глаголы имеют формы наклонений, которые показывают, как действие оценивается: считается ли реальным или возможным при каком-либо условии, желательным. В русском языке три наклонения.
В изъявительном наклонении глаголы обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить. В изъявительном наклонении глаголы имеют формы настоящего, прошедшего и будущего времени, т есть изменяются по временам: читал, читаю, буду читать.
В условном наклонении глагол обозначает действие, которое может произойти при определённых условиях. Например, прочитал бы. Форма условного наклонения образуется от формы прошедшего времени прибавлением частицы бы, которая пишется отдельно от глагола.
В повелительном наклонении глагол обозначает побуждение. Это может быть приказ, пожелание, просьба, совет. Сравните:
Сядьте немедленно! – (приказ)
Прочти, пожалуйста, книгу (просьба).
Посоветуйтесь лучше со специалистом (совет).
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам называется спряжением. В зависимости от личных окончаний, которые представлены в таблице, различаются два спряжения глаголов.
Глаголы хотеть, бежать относятся к разноспрягаемым. В единственном числе глагол хотеть спрягается по первому спряжению (хочу, хочешь, хочет), во множественном – по второму (хотим, хотите, хотят). Глагол бежать имеет в 3-м лице множественного числа форму бегут (первое спряжение), остальные формы – второго спряжения: бежишь, бежит, бежим, бежите.
Глаголы, которые обозначают действие, происходящее само по себе, без действующего лица, называются безличными. Они не изменяются ни по числам, ни по лицам, ни по родам. Безличные глаголы употребляются в двух формах:
в форме, которая совпадает с формой 3-го лица единственного числа настоящего (будущего) времени (светает, знобит, смеркается);
в форме, которая совпадает с формой среднего рода прошедшего времени (светало, знобило, смеркалось).
В предложении безличные глаголы являются сказуемыми, причём при них не бывает (и быть не может) подлежащего. 
Подморозило.
Мне нездоровится что-то. 
Не спится, няня.

В безличном значении могут выступать и личные глаголы. 
Зажгло грозою дерево. 
Пахнет сеном над лугами.
5. Тренировочные задания
А). Выбор элемента из выпадающего списка
- Укажите предложения с переходными глаголами (существительное или местоимение при них в форме винительного падежа (кого? что?) без предлога. Запишите их в тетради.
А) Люблю родную сторону во всём её наряде скромном.
Б) Мужество рождается в борьбе.
В) Красота спасёт мир.
Г) Верить в победу добра и справедливости.
Комментарий к заданиюЧтобы успешно выполнить это задание, необходимо вспомнить, какие глаголы относятся к переходным.
Б). Запишите правильные ответы в тетрадь, продолжите предложение
 Глаголы бывают…
Найдите характеристики, которые относятся к глаголу:
а) изменяются по лицам, числам, падежам;
б) бывают совершенного и несовершенного вида;
в) в прошедшем времени изменяются по числам и родам;
г) в настоящем времени изменяются по родам.
Комментарий к заданию. Чтобы успешно выполнить это задание, необходимо вспомнить основные морфологические признаки глагола: вид, спряжение, наклонение, время, переходность, возвратность.

В).                                                       Творческий диктант
а) Запишите текст, образуя от неопределённой формы глагола (инфинитива) настоящее время глагола.
б) Укажите спряжение глаголов, указав его сверху над глаголом.
СЕВЕРНАЯ ВЕНЕРА
Весна. (Сыпать) мартовский редкий снежок. Сквозь прозрачную вуаль серого дня (видеть) предбанник деревенской бани. Молодая женщина (собирать) дочку, курносую, обаятельную малышку. Рыжая чёлка (торчать) из-под тёплого платка. Мать (торопиться). (Шуршать) под ногами золотая солома, звонко (падать) тяжёлая капель.
Зрители Третьяковской галереи (называть) эту картину Пластова «Северной Венерой» — с таким мастерством написано это полотно.
(По И. Долгополову)

6. Подведение итогов урока.
Мы сегодня повторили всё, что изучали о глаголе как части речи, просмотрели видеоматериал, прочитали теоретический материал, выполнили упражнения на закрепление материала.
— Глагол — великий труженик. Основная его обязанность в речи — выражать разнообразные действия. Чувства (волноваться, радоваться...), движения (лететь, бежать...), состояние (дремать, вечереть...), отношения друг к другу (уважать, любить...), различные звуковые явления (звенеть, скрипеть...) — всё подвластно глаголу, всё он может обозначить и обо всём рассказать. Вот зачем нужно о нём всё знать!
Ваша задача: пройти тест на повторенный материал
фото или скриншот результата прикрепить в Classroom или прислать на Viber до 22.00 21.05.2020 (по желанию).
Желаю удачи!
7. Домашнее задание. Вспомните, какие особые формы глагола вы знаете? Как они называются? Признаки каких частей речи совмещают в себе? (занятия 23-30, стр. 161-221 учебника)



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога